Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Конкурс «Моя семья»
Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Порядка 5% мировой торговли продовольствием приходится на продукты с маркировкой «халяль»


ермин «халяль», вышедший в мир из исламской культуры, вмещает в себе понимание о дозволенности в самом широком круге действий, будь то прием пищи, уход за собой, оказание или получение услуг, ведение бизнеса. По сути, это образ жизни. За время своего существования халяль перестал восприниматься исключительно в религиозном аспекте, а его стандарты занимают в глобальном потребительском сегменте растущую из года в год нишу.

Благие намерения
По данным Организации исламского сотрудничества (ОИС), мировой оборот продукции и услуг халяль превышает 2 трлн долларов. Больше половины приходится на пищевую промышленность, чуть более 20% на фармацевтику, свыше 10% на косметику и парфюмерию. Сувенирные изделия, предметы быта, одежды и дизайна в глобальном обороте продукции халяль также вырабатывают соответствующие стандарты и требования. В последние годы показывает динамику роста и сектор оказания услуг. Это касается туристических маршрутов, сегмента HoReCa и даже банковско-финансовой сферы. Так, одним из широко обсуждаемых вопросов являются формы кредитования, ипотека, поскольку мусульманам нельзя давать или брать деньги под процент. Некоторые банки, среди них норвежский Storebrand и российский Совкомбанк, уже предлагают потребителям финансовые продукты, не вступающие в противоречие с шариатом. Надо отметить, что к бизнесу ислам предъявляет большие требования, важное значение отводится социальной ответственности его ведения, благим намерениям, благотворительности. В мае этого года в Казани пройдет ежегодный Международный экономический саммит России и стран-участниц ОИС, организованный при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Правительства Республики Татарстан. И примечательно, что одной из тем, принимая во внимание темпы развития исламских финансов, станет как раз обсуждение банковских продуктов, технологий блокчейн и криптовалюты, рассмотрение финансовых проектов в России и т.п.

«Можно» и «нельзя»: все регламентировано
В настоящее время лидером по потреблению продукции с маркировкой «халяль» во всех сегментах являются Объединенные Арабские Эмираты. Россия пока не входит даже в топ-10 по данному критерию. Однако, как отмечают эксперты, халяль-индустрия за последние годы в нашей стране показывает пусть и медленный, но стабильный рост. По мнению руководителя международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России Айдара Газизова, халяль-индустрия развивается динамично, и это приводит к увеличению числа бизнесменов, заинтересованных в освоении новых рынков продуктов питания.
Согласно отчетам ОИС, в 2016 году в России на халяльные продукты питания было потрачено 316 млн долларов США. Это чуть меньше, чем в Индии (341 млн) и Японии (380 млн). «Основной потребитель продукции халяль в России — не обязательно мусульманин. Он может быть и приверженцем другой религии», — отмечает Айдар Газизов.
Действительно, спрос на такого вида продукцию, которую принято ассоциировать не только с производством в соответствии с исламскими нормами, но и с отсутствием химических ингредиентов, с чистотой и экологичностью, стимулирует и рост предложений.
Люди, далекие от исламской культуры, под халяль чаще всего понимают запрет на определенные виды мяса, например свинину, и алкоголь. Однако требования к выращиванию, производству и потреблению пищевой продукции более емкие. Они распространяются не только на корма, которые потребляет животное, но и на условия содержания скота. Согласно исламским канонам, в пищу нельзя употреблять мертвечину и кровь. А следовательно, процесс забоя животного также имеет большое значение. И оборудование для забоя по технологии халяль должно иметь сертификат, подтверждающий, что убой будет проводиться в соответствии с исламскими нормами. Процесс должен проходить быстро, безболезненно для животного, буквально «в одно движение». Если животное умерщвляют с помощью электричества, выстрела или вследствие полного оглушения, то данное мясо также не будет считаться халяльным, а попадет в разряд «харам», то есть того, что нельзя, непригодно. Кроме того, бокс, в котором происходит «халяльный убой», должен быть ориентирован в сторону почетного и уважаемого всеми мусульманами «высокого места», главной святыни ислама — Каабы.
Безусловно, это далеко не полный список необходимых условий. Тщательное соблюдение гигиенических процедур на всех этапах производства — не гарантия халяль. По крайней мере, если мы говорим о мясных изделиях, то товарное соседство — еще один важный пункт. Продукция халяль не должна находиться с нехаляль. Кроме того, существует определенный список добавок, которые не имеют права применять производители пищевых изделий, помимо алкоголя и свинины. Это желатин, некоторые элементы с приставкой «Е», искусственные красители, эмульгаторы и т.д.
Впрочем, круг дозволенного не так узок, как может показаться на первый взгляд непосвященному. «Да, не дозволено несколько видов мяса, алкоголь, дурманящие вещества... То есть все, что вредит здоровью, не дозволено, а все, что помогает человеку жить в физической и духовной гармонии, дозволено», — отмечает председатель Комитета стандарта «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов.
Как замечает специалист, список работающих по данному направлению организаций с каждым годом растет. Расширяется и поле их деятельности. «Пять лет назад сертификат, выданный нашим комитетом, имели порядка 40 компаний. Сегодня их численность достигла 120 предприятий: 71 компания находится в Татарстане, 49 — в других регионах РФ», — рассказывает Марат Низамов. Еще около 200 компаний (вместе с зарубежными производителями) имеют сертификат от МЦСиС «Халяль».

http://www.vestnikpfo.ru/articles/APK/2018/#!/15726