Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Консультации по ТФБ Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Новости


RSS

«Круглый стол» на тему «Возможности банков и потребности МСП»
23 Июня 2017 «Круглый стол» на тему «Возможности банков и потребности МСП»
На минувшей неделе состоялся «круглый стол» на тему «Возможности банков и потребности МСП», организованный «МК в Поволжье». На мероприятии присутствовали более двадцати представителей бизнеса, банков, государственных органов и общественных организаций. От Торгово-промышленной палаты РТ в обсуждении проблем приняла участие Елена Агзамова, руководитель департамента по информполитике. Модератором мероприятия выступил Руслан Серазетдинов, директор Контент-бюро «Хорошая История».

23 Июня 2017 Банки ответят за фальшивки
Сенаторы предложили существенно ужесточить наказание за использование банкоматов, не способных выявить фальшивые купюры,— вплоть до отзыва лицензии. Такую инициативу в четверг поддержали в Совете федерации (СФ). Банкиры считают меру чрезмерной, оправдываясь тем, что злоумышленники не стоят на месте, поэтому даже регулярное обновление оборудования не является стопроцентной защитой от подделок.

В четверг глава комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин огласил идею об ужесточении наказания, вплоть до отзыва лицензии, банков, более 25% банкоматов которых не отвечают требованиям ЦБ по проверке подлинности купюр. «Центробанк должен проявить жесткость, и если потребуется ужесточение нормативно-правовой базы, мы это сделаем»,— сказал господин Рябухин (цитата по «РИА Новости»). Такое заявление спровоцировало недавнее сообщение ЦБ о росте объемов приема банкоматами фальшивых купюр, что связано «с использованием банками дешевых моделей приемных устройств», проверяющих всего один-два из девяти существующих защитных признаков банкноты. Требование ЦБ — проверять четыре машиночитаемых защитных признака, подчеркнул на днях первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский.


Как поступить, если банкомат выдал поддельные купюры
Внимание сенаторов на проблему недостаточной оснащенности банкоматов обратила ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти». «Игнорируя требования ЦБ, недобросовестные банки продолжают использовать устаревшие банкоматы, не способные отличить изделия, сходные с банкнотами, от настоящих денег»,— указано в письме ассоциации (есть у “Ъ”) в СФ. Ассоциация рекомендовала ввести для банков-нарушителей «прогрессивную шкалу наказания»: сначала штрафы, а если количество «серых банкнотоприемных устройств составляет более 25%» — ставить вопрос «о прекращении деятельности до устранения нарушений либо даже об отзыве лицензии». Господин Рябухин отметил, что сенаторы возьмут этот вопрос под контроль.

В ЦБ напомнили, что уделяют «значительное внимание вопросам проверки подлинности банкнот». По данным ЦБ, в целом наблюдается позитивная динамика: если в 2014 году было выявлено 80,24 тыс. поддельных знаков, то в 2016 году — уже 61 тыс. «В настоящее время отмечаются случаи выдачи через банкоматы кредитных организаций банкнот, имеющих признаки подделки,— подтверждают в пресс-службе ЦБ.— Для устранения этой проблемы Банк России осуществляет взаимодействие с поставщиками и производителями оборудования в части организации испытаний счетно-сортировальных машин и банкоматов в сервисном центре Банка России на соответствие требованиям и выработки рекомендаций по их использованию».


Как поддельные купюры могли оказаться в банкомате одного из столичных банков
Банкиры (“Ъ” опросил 15 крупнейших владельцев банкоматных сетей) введение столь радикальных мер не поддерживают, утверждая, что сами заботятся о проверке банкоматами подлинности купюр. В то же время, по словам собеседников “Ъ”, злоумышленники тоже не останавливаются. «Даже регулярно обновляя прошивки купюроприемников, банки могут столкнуться с риском приема новых модификаций фальшивок, сделанных под вновь выявленные уязвимости»,— комментирует директор департамента платежных сервисов и систем банка «Открытие» Александр Дынин. «Ни один из вендоров не дает 100-процентную гарантию на неприем фальшивок, поскольку параллельно мошенники изобретают их новые виды»,— согласен начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-банка Максим Дарешин. При этом неадекватный уровень защиты бьет по карману самих банков, которые из-за этого несут прямые финансовые потери, утверждают участники рынка. «Банк, в свою очередь, напрямую зависит от вендоров, а значит, наказание должно распространяться и на них тоже»,— убежден господин Дарешин.

В конечном счете ответственность участники рынка возлагают на регулятора, считая, что именно ему следует усилить контроль за этим вопросом. По словам Александра Дынина, вполне можно ввести дополнительный контроль соответствия техники, применяемой банками, стандартам, отраженным в опубликованных на сайте ЦБ реестрах протестированных устройств. «Например, через регулярное предоставление информации о моделях валидаторов и версионности прошивок купюроприемников в одной из регулярных форм отчетности банков перед ЦБ о состоянии терминального парка»,— указывает господин Дынин. В ЦБ уточнили, что проводят контроль оборудования, установленного в кредитных организациях, на соответствие требованиям Банка России.

Юлия Полякова, Юлия Локшина

https://www.kommersant.ru/doc/3332192

23 Июня 2017 Субсидии уходят из АПК
Господдержка АПК в мире сокращается, но в ней по-прежнему используются наиболее искажающие рынок меры, констатирует ежегодный обзор ОЭСР. Так, для российских потребителей субсидирование агросектора обходится удорожанием сельхозпродукции в среднем на 12%. Систему господдержки отрасли критикуют и российские эксперты — по данным совместного мониторинга ИЭП, РАНХиГС и ВАВТ, государство произвольно поддерживает только отдельные крупные агропредприятия, что ведет к деградации всего агросектора.

Объем господдержки АПК в мире за последние 20 лет сократился, но большинство стран по-прежнему применяет наиболее искажающие рыночные условия торговли меры — регулирование цен на внутреннем рынке и экспортные субсидии, говорится в ежегодном обзоре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

За исключением Индонезии, Китая и Бразилии, отношение агросубсидий к ВВП в анализируемых экономиках снижается вслед за снижением доли в них АПК. В частности, в странах ОЭСР этот показатель снизился с 1,4% ВВП до 0,6% ВВП. В России в среднем за 2014–2016 годы он составил 0,9% ВВП (вдвое меньше, чем в 1995–1997 годах). Выше же всего объемы агроподдержки к ВВП в Индонезии (4%), а также на Филиппинах, в Турции и Китае, где они превышают 2%.

Наиболее распространенной является поддержка агропроизводителей — в среднем в год на нее тратится $519 млрд (в России в 2016 году — $11,9 млрд), порядка 60% — за счет регулирования цен и субсидий, привязанных к объему выпуска (в РФ — 76%). Объем такой поддержки сократился по сравнению с 1995 годом (с 23% до 18% доходов фермеров, в том числе в ЕС и Канаде почти на 40%), но стабилизировался в последние пять лет. В Новой Зеландии, Австралии, Южной Африке, Чили и Бразилии на такую поддержку приходится менее 5% доходов фермеров, в Норвегии, Швейцарии, Японии — свыше 50% (в России —14%).

Однако при этом поддержка агросектора за счет потребителей выросла во многих странах, включая РФ (выше всего ее уровень в Южной Корее, Норвегии и Исландии). В среднем российские потребители платят на 12% больше, чем платили бы без субсидирования агросектора, отмечает исследование ОЭСР.

Критике эффективности распределения этих субсидий АПК посвящен раздел июньского «Мониторинга экономической ситуации в РФ» ИЭП имени Егора Гайдара, РАНХиГС и ВАВТ. Отметив как существенное изменение переход отрасли в 2017 году на единую субсидию (это дало регионам возможность самостоятельно определять приоритеты), эксперты констатируют, что «никаких позитивных изменений в распределении субсидий не произошло». Так, при наличии в РФ 20 тыс. сельхозорганизаций основная часть (56%) субсидий по инвестиционным кредитам (5,5 млрд руб.) в плане «предусмотрена для нескольких избранных хозяйств» — причем та же картина наблюдалась в АПК РФ и ранее, например, в 2016 году на ООО «Брянская мясная компания» пришлось 90,7% всех субсидируемых кредитов на развитие мясного скотоводства (33,6 млрд руб.). Такая поддержка отдельных «точек роста» ведет к деградации всей отрасли, говорится в исследовании. Эксперты предлагают использовать для поддержки крупного бизнеса другие механизмы — например, РФПИ: при этом «инвесторы вкладывали бы деньги после тщательной оценки ожидаемого эффекта, осуществляли бы контроль реализации крупных проектов». Доступ же к субсидиям для инвесторов в АПК аналитики предлагают ограничить — как в США, где фермы с выручкой более $900 тыс. не имеют права на субсидии, остальные не могут получить более $300 тыс. в год.

Татьяна Едовина, Олег Сапожков

https://www.kommersant.ru/doc/3332244?utm_source=kommersant&utm_medium=economic&utm_campaign=four

23 Июня 2017 Законопроект, расширяющий круг субъектов среднего бизнеса рекомендован ко второму чтению
Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 134683-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".  Внесен Правительством РФ, в соответствии с программой поддержки легкой промышленности на 2016 год.

Законодательством установлен ряд критериев для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе это среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год и доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. К микропредприятиям относятся юрлица и индивидуальные предприниматели с численностью работников до 15 человек и с годовым доходом до 120 миллионов рублей, малые предприятия - численность до 100 человек и годовой доход до 800 миллионов рублей, средние предприятия - численность от 101 до 250 человек, годовой доход от 800 миллионов рублей до 2 миллиардов рублей.

Вместе с тем в настоящее время показатели деятельности отдельных предприятий  в отдельных отраслях производства и оказания услуг в силу технологических особенностей и высокой доли ручного труда превышают установленные предельные значения прежде всего по числу занятых. В то же время такие предприятия могут  создавать рабочие места для большого числа граждан, но генерировать выручку в меньшем объёме: при соответствии предельному  значению по размеру годового дохода до 2 миллиардов рублей они превышают предельные значения, установленные для числа занятых, иногда,  в полтора - два раза. Это характерно для текстильной и лёгкой промышленности.                                                                            

Законопроектом предусмотрено, что к субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены юридические лица, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность, отнесённую по ОКВЭД к лёгкой промышленности (это три класса - класс 13 "Производство текстильных изделий", класс 14 "Производство одежды" и класс 15 "Производство кожи и изделий из кожи"), и среднесписочная численность работников которых может превышать 250 человек, но не превышать значения, которое будет устанавливаться Правительством РФ для целей отнесения таких юридических лиц к средним предприятиям.

В законопроекте также указано, что деятельность, относящаяся к лёгкой промышленности, будет признаваться основной при условии, что доля доходов, которые предприятие будет получать от соответствующего вида деятельности, составит более 70 процентов в общем объёме доходов юридического лица.

Кроме того, предусмотрено, что сведения о предприятиях, соответствующих устанавливаемым критериям, включаются в отдельный перечень и передаются Минпромторгом, который отвечает за развитие лёгкой промышленности, в Федеральную налоговую службу для целей их дальнейшего включения в единый  реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, будет создана возможность для увеличения числа субъектов среднего предпринимательства, на которые будут распространяться меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках госпрограмм.  По данным Минэкономразвития, в случае принятия федерального закона число субъектов среднего предпринимательства увеличится на сто сорок восемь единиц. Это значительное число   для отечественных предприятий лёгкой промышленности, на которые пока невозможно распространить меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.  

http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/551492

22 Июня 2017 ВНИМАНИЕ! ОРГАНИЗАЦИЯМ И ЧАСТНЫМ ЛИЦАМ!
     В библиотеку Нурлатского детского дома Зеленодольского района РТ требуются книги: детская литература, русская и зарубежная классика, поэзия, книги о животных и природе и т.д.
   Благотворительный фонд «Родники мира» принимает книги от организаций и частных лиц по адресу:  г. Казань, ул. Парижской Коммуны 20/37 (оставить в салоне «Эбиволь» или    на вахте).
   Книги можно приносить в ТПП РТ по адресу: ул. Пушкина, 18 (оставить на вахте).

22 Июня 2017 «Развитие товарооборота с Ираном. Особенности, маркетинг, логистика»
В конгресс-зале ТПП РТ состоялся бизнес-семинар: «Развитие товарооборота с Ираном. Особенности, маркетинг, логистика».

Организаторами бизнес – семинара выступили  Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Генеральное Консульство Исламской Республики Иран, Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, Центр изучения современного Ирана, ООО «Параллакс».

22 Июня 2017 Вебинар на тему «Роль денежно-кредитной политики»
16 июня в ТПП РТ состоялся вебинар на тему «Роль денежно-кредитной политики». Спикером вебинара стал  Андрей Липин,  заместитель директора департамента денежно-кредитной политики Банка России.

22 Июня 2017 Государственная Дума дала Банку России право на онлайн-взаимодействие с кредитными организациями
Государственная Дума приняла федеральный закон, направленный на расширение полномочий Банка России по взаимодействию с кредитными организациями.

Выступая на пленарном заседании один из авторов законодательной инициативы, председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что законопроект позволяет Центральному Банку работать с кредитными организациями посредством создания информационного ресурса (личного кабинета) на официальном сайте регулятора в сети Интернет.

Новая возможность взаимодействия ускорит обмен информацией, упростит доставку документов, устранит проблемы, связанные с удаленностью кредитной организации от территориального учреждения Банка России, позволит однозначно разрешить вопрос с установлением момента доставки предписаний Банка России, которыми в отношении кредитных организаций вводятся меры воздействия.

Большим плюсом в использовании личного кабинета Анатолий Аксаков назвал существенное сокращение расходов в связи с заменой бумажного документооборота электронным.

http://www.tpprt.ru/bitrix/admin/iblock_element_edit.php?IBLOCK_ID=11&type=news&ID=0&lang=ru&IBLOCK_SECTION_ID=113&find_section_section=113&from=iblock_list_admin

19 Июня 2017 Рынок аудита вышел на ЦБ
Заседание рабочего органа при Минфине, посвященное реформе рынка аудита, предложенной ЦБ, не внесло ясности. Будущий регулятор выслушал критику проекта от аудиторов и бизнесменов и заявил о готовности к диалогу. Насколько конструктивным он будет, зависит от участников рынка, уверены эксперты.

В пятницу состоялось расширенное заседание рабочего органа совета по аудиторской деятельности, на котором обсуждались подготовленные ЦБ предложения по реформе аудита. Во встрече принимали участие представители саморегулируемых организаций (СРО), Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», «Деловой России», директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман, руководитель департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына, а также представители аудиторских компаний и бизнеса.

Проект ЦБ по реформе аудита, который и послужил поводом для встречи, получил более 300 откликов, сообщила глава СРО ААС Ольга Носова. Она указала на необходимость сохранения обязательности аудита по критериям (размеру выручки и размеру активов, от них предлагал отказаться ЦБ), обязательности аудита для акционерных обществ и для фондов. Глава СРО РСА Людмила Козлова поддержала коллегу, отметив также, что для аудита общественно значимых хозяйственных субъектов будет достаточно трех аудиторов (ЦБ настаивал на 12 — см. “Ъ” от 2 июня).

Оценку проекту ЦБ дали и представители бизнеса. Они неожиданно раскритиковали идею ЦБ сократить число подпадающих под обязательный аудит компаний. Член правления НП ОПОРА Игорь Журавлев напомнил про 400 тыс. обманутых дольщиков, которых могло бы не быть, если бы аудитор вовремя проверил отчетность застройщиков. «Аудит — это не дополнительная финансовая нагрузка, а необходимость в обеспечении развития бизнеса,— отметил он.— Если предпринимательство в России идет по пути выживания, то его необходимо освободить от аудита и желательно заодно и от налогов, если же по пути развития — аудит необходим». Он предложил оставить аудит по критериям, а также аудит АО.

С наибольшей критикой в адрес проекта ЦБ выступили регионы. Например, глава «ФБК Поволжье» Сергей Никифоров отметил, что в регионе при реализации предложений ЦБ количество аудируемых компаний сократится на 99%. Из 4377, подлежащих обязательному аудиту, сейчас останется 12 банков, 14 ПАО и несколько финансовых компаний. При этом под обязательный аудит подпадут ПАО с выручкой менее 1 млн руб., но выпадут крупнейшие в России компании в алкогольной отрасли и топливно-энергетическом комплексе. Президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга Александр Кузнецов отметил, что реализация предложений ЦБ приведет к монополизации рынка транснациональными аудиторами и существенному удорожанию услуг для клиентов в регионах.

Несмотря на критику предложений будущего регулятора, участники встречи признали, что ЦБ готов слышать рынок. В частности, Елена Курицына под конец заседания пообещала, что Банк России обязательно проведет встречи с региональными участниками рынка. «Раз ЦБ готов к диалогу, значит, проект еще можно изменить,— резюмировал по итогам встречи один из представителей аудиторского сообщества.— Нужно собирать статистические данные, иную информацию и на цифрах убеждать регулятора в необходимости корректировки предложенных реформ».

Вероника Горячева

https://www.kommersant.ru/doc/3329386

19 Июня 2017 Ускорение свободной неопределенности
На фоне повышения экономических прогнозов Банка России со ссылкой на улучшение настроений бизнеса данные Росстата о промышленном производстве вызывают у аналитиков все больше вопросов. Рекордный рост выпуска, зафиксированный статистиками в мае 2017 года,— 0,5% прироста, по мнению сторонних экспертов, главным образом объясняется одноразовыми либо случайными факторами. Альтернативные оценки свидетельствуют о возвращении стагнации в апреле—мае 2017 года.

В прошедшую пятницу Росстат подтвердил: в первом квартале 2017 года экономика выросла на 0,5%. Основной вклад в увеличение добавленной стоимости внесли добывающие отрасли (плюс 3,5% год к году), обработка (1%), энергетика (0,9%), тогда как добавленная стоимость в строительстве, ЖКХ и сельском хозяйстве сокращалась. В пятницу же, основываясь на данных за январь—апрель, об улучшении своих прогнозов заявили в ЦБ. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила: это «несколько более быстрое, чем мы ожидали, восстановление экономики с начала года, которое сопровождается улучшением настроений бизнеса». В результате прогноз роста ВВП в году увеличен на 1,3–1,8% (1,0–1,5%) при неизменной среднегодовой цене нефти в $50 за баррель.

Хотя в новом докладе регулятора о денежно-кредитной политике (ДКП) отмечается восстановление производственной активности, в ЦБ указывают на ее неоднородность: в марте—апреле рос, прежде всего, выпуск сырья и промежуточной продукции. И хотя восстановление промышленности в ЦБ называют устойчивым, максимальный с января 2015 года с учетом сезонности подскок промпроизводства в апреле авторы доклада связывают в том числе с ростом производства электричества и тепла на фоне нетипично холодной погоды в апреле.


Хотя в докладе о ДКП приводятся ссылки на опережающие индексы PMI Markit и ИЭП. им Егора Гайдара, оба индикатора последние месяцы не фиксировали устойчивых улучшений настроений в обработке. PMI с начала года снижался вплоть до мая, когда он показал улучшение, вызванное ростом внутренних заказов, а результаты оценок промышленного оптимизма ИЭП в мае показали сохранение положительной околонулевой динамики выпуска с перспективой ее торможения из-за слабого спроса, перелома позитивной динамики его прогнозов, высоких излишков запасов готовой продукции и падения оптимизма планов выпуска.

Тем не менее данные Росстата зафиксировали очередной рекордный рост промпроизводства в мае: на 5,6% год к году и на 1,6% за май с учетом сезонности. Такой всплеск обусловлен резким подскоком выпуска в обработке — до 5,7% год к году с 0,6% в апреле. Столь высокие темпы роста в обработке заставили аналитиков усомниться в репрезентативности статистики Росстата. «Возможно, у Росстата еще не полностью устаканились расчеты с переходом на новую методологию, я склонен связывать такие цифры именно с этим фактором»,— сказал Reuters Олег Кузьмин из «Ренессанс Капитала». Переход с 2017 года статистиков на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и видов продукции (ОКПД2) заставил экономистов отмечать ошибки в первичной статистике Росстата из-за того, что компании путаются в новых кодах. Об этом говорили эксперты ИЭП им. Егора Гайдара (см. “Ъ” от 16 июня), ВШЭ и ЦМАКП.

Отметим, критика Росстата в этой части в последнее время становится всеобщей. Альтернативные оценки ЦМАКП (см. “Ъ-Онлайн”) при этом предполагают сохранение рецессии в промышленности де-факто с начала года.

Алексей Шаповалов

https://www.kommersant.ru/doc/3329402