Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Консультации по ТФБ Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Новости


10 Августа 2017 Дело в защите
Владимир Путин поручил изучить причины энергосбоев и предложил сократить внеплановые проверки бизнеса
Текст: Кира Латухина (поселок Новобурейский)
Российская газета - Федеральный выпуск №7338 (172)
1
Президент прилетел на Дальний Восток, где вплотную занялся крупными проектами в Амурской области, и здесь же объявил о важнейших решениях по снижению давления на бизнес. Внеплановые проверки не должны длиться дольше 10 суток, и их не должно быть больше 30 процентов от плановых. Нужно также отрегулировать вопрос с содержанием предпринимателей под стражей, если нет активных следственных действий, освобождать из-под ареста.
Совещание по вопросам реализации крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке Владимир Путин начал с разговора с министром энергетики о сбоях в подаче электроэнергии в регионе и на юге страны. Глава государства поручил проанализировать причины аварий и доложить премьер-министру, с предложениями, с мероприятиями, которые бы не допускали подобных сбоев. Будут приняты все необходимые меры для минимизации риска повторения подобных ситуаций, заверил Александр Новак. "В целом из года в год наблюдается сокращение числа аварий", - отметил Новак. В 2016 году произошло 52 такие аварии, за первое полугодие 2017 года - четыре. Но все равно следует проанализировать и снизить риски веерного отключения, каскадного отключения, которые приводят к отключению большого числа потребителей, признал министр.

Вице-премьер Юрий Трутнев напомнил, что на Дальнем Востоке есть не только четыре крупнейших проекта, но еще более 750 не таких масштабных. "Административное давление сдерживает экономический рост", - посетовал он: 80 процентов предпринимателей, инвесторов подвергаются проверкам уже в первый год работы. Вице-премьер подготовил предложения по снижению административного давления на бизнес. И Путин их уже рассмотрел. "Это очень важно и для страны в целом", - сказал он, согласившись: давление часто бывает совершенно избыточным. Принято много решений, но, как показала практика, - недостаточно.

Давление на бизнес часто бывает совершенно избыточным
Глава государства предложил ограничить число внеплановых проверок - не более 30 процентов от плановых, за исключением чрезвычайных ситуаций. Сроки этих проверок должны быть не больше 10 суток. "Они длятся бесконечно долго, это нужно прекратить", - пояснил он. Предмет же внеплановой проверки следует ограничить только фактами, послужившими основаниями для ее проведения, указал Путин. "Знаем, как практика складывается... Проверяют все подряд", - прокомментировал он.

Еще один чувствительный для бизнеса вопрос - заключение под стражу. Сейчас предусмотрен особый порядок следствия в отношении предпринимателей. Но правоохранительные органы, сказал президент, часто обходят эту статью и возбуждают дела по другим основаниям. "Следствие ведется очень долго, - констатировал он. - Вопрос должен быть отрегулирован".


Часто при обращении в суд за продлением содержания под стражей не предъявляют убедительных доказательств, что следствие вообще ведется, сказал глава государства. И решил: если нет активных действий по ведению следствия, то находящиеся под арестом предприниматели будут освобождены от заключения под стражу. "Главное, чтобы решения были приняты оперативно", - подчеркнул он. "Считаю обоснованным и исключительно важным исключить применение в интересах следствия мер, включающих приостановление работы предприятий, в том числе изъятия жестких дисков", - также объявил он. Ведь можно снять копии и заверить.

И еще одно поручение дал президент: бизнес-омбудсмену Борису Титову "с его командой" должно быть предоставлено право представлять интересы участников деловых объединений в суде. "Надеюсь, это внесет определенный позитив в рассмотрение дел, связанных с предпринимательской деятельностью", - заключил глава государства.

Также Путин поручил в полной мере реализовать потенциал дальневосточных мегапроектов, в том числе как центров притяжения частных капиталов малого и среднего бизнеса. "Что касается привлечения зарубежной рабочей силы, то здесь нужны очень аккуратные и гибкие решения, основанные на реальной, объективной потребности. Имею в виду и соответствующую квалификацию специалистов", - заявил он. "Мы прежде всего должны привлекать российских специалистов на всех этапах реализации этих проектов", - считает президент.

Масштабная инвестпрограмма Дальнего Востока должна быть сопряжена с развитием транспортного кластера региона. "Дальневосточные компании должны получить приоритетный доступ к транспортным услугам", - подчеркнул он.

Путин выступил за запрет на изъятие серверов предприятий при обысках
Министерства и ведомства при планировании работы должны учитывать планы развития Дальнего Востока. "Понимаю, что где-то может быть удобнее, комфортнее тратить деньги. Но мы же договорились, что есть приоритеты, которые государство выстраивает, и эти приоритеты говорят о том, где нужнее это делать", - напомнил президент. "Это пока не очень удается нашим коллегам", - добавил он. "Я в ближайшее время попрошу соответствующих наших коллег проанализировать, что происходит в этой области", - предупредил Путин.

Также президент заметил: вокруг новых предприятий должны возникать современные города и поселки, удобные для людей. "Если это "Газпром", то здесь не должно быть никаких дворцов: здесь должно быть все удобно, по-современному, должно отвечать современным требованиям, но без излишеств. И, безусловно, такие объекты должны пройти общую процедуру проверок предварительных и согласований", - указал он.

https://rg.ru/2017/08/03/vladimir-putin-poruchil-izuchit-prichiny-energosboev.html

2 Августа 2017 Санкции в пользу бюджета
ублевая цена российской нефти Urals во вторник поднялась до максимального значения за последние пять месяцев — 3126 руб. за баррель. Этому способствует повышение валютной стоимости нефти, а также снижение курса рубля из-за расширения антироссийских санкций Конгрессом США. В случае сохранения текущей ситуации российский бюджет может рассчитывать на существенную прибавку, которая оценивается в 500 млрд руб.

Вчера рублевая цена нефти Urals обновила пятимесячный максимум. В ходе торгов ее стоимость поднималась до 3126 руб. за баррель — максимального значения с 1 марта. По итогам дня она остановилась возле отметки 3040 руб. за баррель. Уверенный рост рублевой цены российской нефти продолжается пятую неделю подряд, и за это время она выросла на 23%, почти половина этого роста (10%) пришлась на последние семь дней.

28 Июля 2017 Связанные одной целью
В России может появиться отдельный кодекс обязательных неналоговых платежей для бизнеса. В частности, планируется, что установка единых правил игры в этой сфере исключит внезапное появление новых обязательных платежей. Теоретически новая систематизация может повысить платежную дисциплину предпринимателей и улучшить деловой климат в России.
Законопроект на эту тему опубликован минфином на портале проектов нормативных правовых актов. В сопровождающей документации говорится, что он разработан совместно с минэкономразвития.

"Роль минэкономразвития в этом процессе изначально заключалась именно в том, чтобы на основании механизмов оценки регулирующего воздействия провести анализ влияния платежей на деятельность бизнеса. Вся дальнейшая работа по этой "дорожной карте" будет происходить при непосредственном участии предпринимательского сообщества", - сообщил "Российской газете" глава департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин.

Количество и объем обязательных платежей для бизнеса постоянно и несистемно растут
В пояснительной записке к документу говорится, что сейчас количество и объем обязательных платежей, которые не установлены российскими законами о налогах и сборах, постоянно растут. "При этом процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер, что негативно влияет на деловой климат и снижает стимулы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к добросовестному выполнению обязательств перед государством", - считают в минфине. Ведомство отмечает, что цель законопроекта - определение единых правил установки, исчисления и взимания отдельных обязательных платежей.

Как следует из комментария пресс-службы минфина "Российской газете", под регулирование могут попасть такие виды платежей, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, платы за проведение государственных экспертиз и т.д. Законопроект не имеет отношения к налогам, сборам, установленным законодательством о налогах и сборах, таможенным пошлинам, страховым взносам, административным штрафам и иным платежам.

https://rg.ru/2017/07/27/obiazatelnye-platezhi-dlia-biznesa-soberut-v-edinyj-kodeks.html

27 Июля 2017 Кабмин РФ одобрил проведение МЧС риск-ориентированных проверок бизнеса
Кабмин утвердил применение риск-ориентированного подхода в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном надзоре в области гражданской обороны и федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Об этом сообщается на сайте правительства.

"Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях", - говорится в сообщении на сайте правительства.

Риск-ориентированный подход будет применяться к отдельным видам госконтроля до 1 января 2018 года.

Он уже применяется при проверках Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
https://rg.ru/2017/07/27/kabmin-rf-odobril-provedenie-mchs-risk-orientirovannyh-proverok-biznesa.html

26 Июля 2017 Ольга Тимофеева: «Понятие «экологическая информация» на правовом уровне не определено. Этот пробел надо устранять»
В городе Владимире 25 июля состоялось заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека. В заседании приняли участие Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, губернатор Владимирской области Светлана Орлова, представители Администрации Президента РФ, федеральных надзорных органов, парламента России, научных организаций.

В центре внимания был вопрос о защите конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, прав на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями. Их гарантирует 42-я статья Конституции РФ.

Ольга Тимофеева, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, в своем выступлении отметила: «Сегодня людей очень волнуют вопросы экологии: загрязнение воздуха промышленными выбросами и угольной пылью, загрязнение водоемов, свалки отходов, вырубки лесных участков. Как правило, камень преткновения – интересы бизнеса. Самое сложное, но нужное – найти компромисс между экономикой и экологией». Депутат рассказала о парламентском контроле за наиболее острыми темами: реформой в сфере обращения с отходами и законом о наилучших доступных технологиях, который предусматривает экологическую модернизацию промышленности. Парламентарий и омбудсмены договорились вместе мониторить реализацию законов, преодолевать лоббизм и противостояние.

Говоря о перспективе, Ольга Тимофеева особо подчеркнула необходимость разработки правового понятия «экологическая информация»: «Люди вправе знать, каким воздухом они дышать, что происходит с землей, водоемами. Но у нас до сих пор экологическая информация на правовом уровне не определена. Какая это информация? Как ее можно получить? Что обязаны размещать в открытом доступе органы власти? Этот пробел надо устранять». Есть соответствующее поручение Президента России правительству со сроком исполнения 1 ноября. Судя по тому, что законопроект еще не внесен в Госдуму, это поручение вряд ли будет выполнено в срок. Но депутаты, со своей стороны, уже начали прорабатывать вопрос. Комитет по экологии и охране окружающей среды заказал экспертную разработку проекта федерального закона «Об экологической информации».

Важная роль в решении экологических проблем принадлежит и самим гражданам, общественности. На совещании звучало много положительных отзывов о работе активистов ОНФ. Отличных результатов, к примеру, добились Центр общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса и проект «Генеральная уборка». По словам Ольги Тимофеевой, в этом году на карту свалок сами граждане нанесли 10 558 объектов, благодаря активистам-«фронтовикам» уже ликвидированы 2 544 свалки, в работе еще 5 615.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова дала положительную оценку проекту «Генеральная уборка» в регионе. Для нее это настольная карта, которая действительно помогает устранять проблемные объекты.
http://komitet2-21.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/6293819

25 Июля 2017 Бизнес-омбудсмен прошелся по надзору
Как стало известно “Ъ”, президентский уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил в Белый дом письмо с критикой ключевого законопроекта, разработанного Минэкономики в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Бизнес-омбудсмен считает, что принятие готовившегося почти два года документа в его нынешнем виде приведет не к снижению, а к «масштабному росту» административной нагрузки.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов вчера направил премьер-министру Дмитрию Медведеву свое отрицательное заключение (есть у “Ъ”) на ключевой законопроект реформы КНД — «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». По его мнению, документ содержит ряд «фундаментальных недоработок», а его принятие «может привести к масштабному увеличению административного давления на бизнес».


Как реформа КНД распространяется на регионы и подступает к муниципалитетам
О внесении этого документа в правительство в начале июня сообщал курирующий реформу КНД министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Проект призван изменить модель госконтроля и надзора с репрессивной на партнерскую, пояснял тогда министр. Ожидается, что законопроект о КНД будет принят до конца года. Омбудсмен просит Дмитрия Медведева перенести сроки одобрения документа.

В письме премьеру Борис Титов указывает, что сфера применения законопроекта не включает важнейшие области КНД. В частности, его нормы не будут применяться при расследовании причин возникновения аварий и несчастных случаев на производстве, при рассмотрении антимонопольным органом жалоб на процедуры обязательных торгов, в части строительного (по Градостроительному кодексу), налогового, валютного и таможенного контроля. Это, как пишет омбудсмен, «обесценивает идею принятия единого правового акта, регулирующего КНД в России». Не нравится Борису Титову и вводимый термин «охраняемые законом ценности» (жизнь и здоровье граждан, их имущество, обеспечение обороны страны и безопасности государства и прочее), на устранение рисков по которым обещают ориентировать всю деятельность контрольно-надзорных органов. «Де-факто под ценностями понимается неограниченный перечень понятий, что позволит органом контроля-надзора обосновать любое свое требование и действие по отношению к бизнесу»,— сказано в письме.


Почему Генпрокуратура предлагает чаще санкционировать контрольные мероприятия
Среди других замечаний — необязательность использования чек-листов при осуществлении госконтроля, отсутствие нормы об обязательном включении информации обо всех проверках в Единый реестр проверок. Другая претензия — отмена 294-ФЗ о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. Омбудсмен утверждает, что фундаментальные принципы защиты предпринимателей при осуществлении госконтроля либо исключены из законопроекта, либо закреплены в нем в искаженном виде, «что может катастрофически сказаться на состоянии делового климата в России». «Фактически принятие закона в предложенной редакции может отбросить практики регулирования КНД на несколько лет назад»,— пояснил “Ъ” Борис Титов. Он предлагает иной подход к реформе, основанный на опыте Казахстана (к письму приложен законопроект, разработанный на базе закона этой страны о госконтроле и надзоре),— аргументируя это тем, что соседям по ЕАЭС удалось снизить число проверок в пять раз.

Получить оперативный комментарий в «Открытом правительстве» “Ъ” не удалось.

Дарья Николаева

https://www.kommersant.ru/doc/3366374

21 Июля 2017 Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах»
19 июля 2017 года во втором чтении и 20 июля 2017 года в третьем чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах».

С докладами по законопроекту выступил заместитель Председателя Комитета по культуре Александр Михайлович Шолохов.

Принятый закон был внесен членом Совета Федерации О.А.Казаковцевым, депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым и другими с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам поддержки народных художественных промыслов» (законопроект № 760947-6).

К сожалению, действующее до настоящего момента законодательство исключало возможность поддержки организаций народных художественных промыслов со стороны органов власти субъектов  Российской Федерации, в случае, когда данные организации включены в перечень возможных получателей субсидий из федерального бюджета.

Такие запреты действовали независимо от того, предоставлялись  или нет субсидии из федерального бюджета данной организации в соответствующем году и на какие цели они могли бы быть использованы согласно утвержденным правилам. Это приводило, в частности, к невозможности поддержки на региональном уровне субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в перечень возможных бюджетополучателей из федерального бюджета.

В соответствии с принятым законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Комитет по культуре считает, что данный законопроект должен послужить значимой поддержкой для организаций народных художественных промыслов - нашего народного достояния, которые в рыночных условиях оказались в достаточно трудном финансовом положении.

http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/5655191

18 Июля 2017 На первый раз прощаю
Административную ответственность бизнеса за нарушения, совершенные впервые и не повлекшие материального ущерба, решено смягчить. До 7 августа минэкономразвития, минюст, Генпрокуратура и деловые объединения должны подготовить поправки в КоАП и представить их в правительство.
Кроме того, они разрабатывают изменения, запрещающие возбуждать дела об административном правонарушении, в том числе расследования, без проведения проверки. Это избавит бизнес от излишнего давления.

"Распространена практика, когда органы контроля в обход закона подменяют проверку административным расследованием, не внося ее ни в статистику, ни в реестр, - рассказал "РГ" уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. - Изменения в КоАП, которые пресекут подобную практику, весьма позитивно скажутся на облегчении административного бремени для бизнеса. В ближайшие дни институт Уполномоченного представит на рассмотрение рабочей группы готовый текст законопроекта".

56% предпринимателей отметили рост административной нагрузки на их бизнес за текущий год
По словам Титова, в том же русле будет лежать и смягчение ответственности за первые нарушения. Это очень нужно, говорит он, поскольку 56 процентов опрошенных предпринимателей отметили увеличение административной нагрузки на их бизнес за минувший год.

https://rg.ru/2017/07/17/administrativnuiu-otvetstvennost-biznesa-za-melkie-narusheniia-smiagchat.html

18 Июля 2017 Верните жалобную книгу

Новый законопроект предлагает наделить особым статусом жалобные книги и ввести их везде, где обслуживают людей.
Пока законом не отегулированы формы жалобной книги, клиенту могут подсунуть фальшивку. Фото: Сергей Михеев/РГПока законом не отегулированы формы жалобной книги, клиенту могут подсунуть фальшивку. Фото: Сергей Михеев/РГ Пока законом не отегулированы формы жалобной книги, клиенту могут подсунуть фальшивку. Фото: Сергей Михеев/РГ
Госдума начала сбор отзывов на проект соответствующих поправок в закон о защите прав потребителей. Предполагается, что правительство пропишет обязательные правила ведения жалобных книг, распространяющиеся на любой магазин или сервис. Парикмахерские, прачечные, автомастерские - куда бы ни обратились, везде будет лежать та самая книга.

В советское время фраза "Дайте жалобную книгу!" была культовой. Она даже стала названием известного фильма Эльдара Рязанова. Ее произносили на каждом шагу, тем более что советский сервис давал к тому немало поводов.

Сегодня к клиентам у нас относятся более трепетно. Зато книга жалоб и предложений, кажется, утратила свой ореол. По крайней мере встретить ее можно далеко не везде. А кое-где можно нарваться и на подделку.

Как рассказала "РГ" адвокат Виктория Данильченко, в принципе сегодня законодательством предусмотрено предъявление жалобной книги потребителю по первому требованию, но не факт, что человек сможет ее получить.

Отзывы граждан станут легальным источником информации и для проверяющих, и для клиентов
"Ему могут отказать в ее предоставлении, мотивируя это, например, проверкой, на которой якобы находится книга", говорит адвокат.

То есть книга как бы есть, но на деле ее нет. К тому же, по словам эксперта, законом не отрегулированы формы такой книги, правила ее ведения. Поэтому потребителю может быть предоставлена подложная версия книги, которая не заверена государственной печатью и, соответственно, не работает по своему прямому назначению. Сегодня в хамском сервисе одна тетрадка, завтра - другая. И каждый вечер возмущенные отзывы граждан летят в корзину.


Изменить ситуацию и предлагает законопроект, рассматриваемый в Госдуме.

Авторы инициативы - два сенатора - обратили внимание, что сегодня правительством страны не установлено обязательных требований к форме книги отзывов и предложений и порядку ее ведения. Есть только приказ Минторга РСФСР "Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания", вышедший еще в 1973 году. Теоретически на него и должны ориентироваться наши магазины, рестораны и различные сервисы. Однако, по словам экспертов, многие нормы советской инструкции либо избыточны, либо устарели. Поэтому на нее мало кто обращает внимание.

Законопроект предусматривает, что правительство страны должно утвердить правила ведения книги отзывов и предложений. "Такая книга предоставляется любым заинтересованным лицам по требованию, - говорится в проекте. - Страницы книги отзывов и предложений должны быть пронумерованы и прошнурованы, а на оборотной стороне последнего листа размещается запись о наименовании продавца (исполнителя), дате начала ведения книги и количестве листов".

Книга отзывов станет официальным документом, прошитым и пронумерованным, правила ее ведения определит правительство
По словам Виктории Данильченко, после принятия единой формы ведения и заполнения жалобной книги нерадивые руководители уже не смогут скрывать отрицательные отзывы.

"Доступность такой книги для всех желающих также только положительно скажется на уровне сервиса, более того, из-за публичности книги последствия негативных отзывов будут более существенными, что приведет к снижению количества таких отзывов, - считает она. - Само понимание и осознание того, что книга отзывов и предложений может быть подвергнута проверке любой организацией, в том числе Роспотребнадзором, должно положительно отразиться на уровне предоставления услуг потребителям".

Авторы проекта особо подчеркивают, что читать книгу смогут все кто угодно: журналисты, проверяющие Роспотребнадзора, прокуроры и просто граждане, зашедшие в сервис на огонек.

Некоторые эксперты предлагают также предусмотреть санкции за нарушение правил ведения жалобной книги. Ведь мало кто любит читать неприятное про себя, и велик соблазн вырвать противные листы или заменить книгу на новую. Или вообще не показывать клиентам печальный гроссбух. Но штрафы заставят продавцов уважительней относиться к таким книгам. Конечно, сегодня времена изменились, и по сути у нас уже есть большая книга отзывов - это Интернет. Иногда кажется, что там можно узнать про все и про всех. Но не стоит недооценивать старую добрую бумагу. Преимущество Интернета легко перетекает в его недостаток: там слишком много информации, можно утонуть. И не факт, что горячий отзыв, отправленный в Сеть, дойдет до нужной аудитории. А книга будет постоянно лежать на видном месте в организации - магазине, автомойке, ресторане, да где угодно - и мозолить глаза сотрудникам. И по сути она будет важным документом и ценным источником информации и для клиентов, и для инспекторов.

https://rg.ru/2017/07/17/zhalobnye-knigi-vernutsia-v-magaziny-i-zavedeniia-sfery-uslug.html

17 Июля 2017 «Россию спасет малый и средний бизнес. Но его мало — и все запуганы поборами и проверками»
«Количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50». Колонка Алексея Кудрина на DK.RU.


Бывший глава Минфина Алексей Кудрин выступил с публичной лекцией в екатеринбургском Ельцин-центре. DK.RU публикует главные тезисы выступления — о текущем положение дел в экономике России и о том, что может эту ситуацию изменить.

Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов РФ:

— В начале нулевых средний темп роста ВВП был около 7%, а за последние 10 лет он составил всего 1%. Даже в СССР не было таких длительных периодов стагнации. Определенное влияние на это оказал мировой финансовый кризис 2008 года, но сейчас-то мы находимся вне мирового кризиса. У нас свой, локальный кризис.

Некоторые ожидают нового витка девальвации рубля. Не исключаю: это возможно. Снижение цен на нефть, санкционные проблемы и рецессия экономики на протяжении последних трех лет дадут о себе знать.
Даже в 1998 и в 2008 гг. экономика выходила из глубокого кризиса в течение одного года, но последние три года — самый длительный период падения экономики в новой российской истории.

В связи с этим всех беспокоит вопрос: «Что мешает экономическому развитию? Почему мы находимся в стагнации? И есть ли выход?». Я считаю: у нас накопились серьезные структурные проблемы.

В ближайшие 6-15 лет мы должны работать над тремя ключевыми проблемами. Во-первых, у нас очень большое отставание в технологическом развитии.
С 2010 года число компаний, которые проводят модернизацию и внедряют инновации, не растет. Статус технологической державы мы можем потерять!

Во-вторых, у нас слабый человеческий капитал — в том, смысле, что люди не обладают нужными навыками. Взять, к примеру, сферу образования. Мы должны учить не знаниям, а навыкам и компетенциям, которые будут полезны в меняющемся мире. Ведь в ближайшие 10-15 лет много профессий отомрет, возникнет необходимость непрерывного образования.

Также у нас есть проблема демографического отставания. Сейчас соотношение трудоспособного населения и пенсионеров сильно меняется. В ближайшие 13 лет молодое трудоспособное население сократится на 10 млн человек. Тогда наша экономика ляжет на плечи более старшего поколения, которое менее мобильно и обучаемо. И нам нужно думать, как поддержать эту категорию людей.

Трудовых ресурсов у нас нет, инвестиций тоже — так что вопрос роста экономики полностью упирается в рост производительности. Речь идет о развитии технологий и изменении бизнес-моделей предприятий. Но здесь мы сталкиваемся с третьей проблемой.

А именно: государство продолжает наращивать свои функции и полномочия. С 2003 года они возросли практически в два раза, а эффективность продолжает оставаться очень низкой. Количество поручений президента растет — качество исполнения падает.
Я думаю, что количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50.

Существенный вклад в рост экономики может сделать малый и средний бизнес, но здесь не все так гладко. С одной стороны, у нас всеобщая поддержка предпринимательства, много фондов и институтов развития. С другой — вклад малых и средних предприятий в ВВП страны находится на уровне 20%, тогда как в развитых странах — 50-60%. Малого и среднего бизнеса просто очень мало! И все запуганы поборами и проверками.
Только около 6% россиян занимаются предпринимательской деятельностью, еще 2% планируют открыть свои компании. Для развития экономики — это капля в море.

Что же делать? Только субсидиями и госгарантиями мы бизнес не поддержим, просто потому, что не все смогут их получить, ведь у нас около 2 млн предприятий малого и среднего бизнеса. Мы должны обеспечить защиту права собственности, низкие ставки на рынке, стабильный налоговый режим. Кроме того, нам необходимо повышать долю экспорта несырьевых товаров — внутренний спрос в России не вытянет экономику. Малые и средние предприятия должны найти свою нишу на мировом уровне.
К 2024 году долю государства в экономике надо сократить в 1,3 раза, а долю малого и среднего бизнеса в ВВП поднять до 30%. Стране нужен новый приватизационный план, «разгосударствление» рынка. Только так можно обеспечить ежегодный рост экономики в среднем на 4-5%.

http://ekb.dk.ru/news/nekotorye-ozhidayut-chto-u-nas-snova-proizoydet-devalvatsiya-eto-vozmozhno-aleksey-kudrin-237083378?utm_source=mail&utm_medium=letter&utm_campaign=rassylka_every_day