Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Конкурс «Моя семья»
Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Сергей Жигарев: Для кардинального улучшения экономической ситуации необходима проактивная инвестиционная политика


9 Февраля 2018
«Для кардинального улучшения экономической ситуации необходимо, наконец, отказаться от сокращения бюджетных инвестиций в инфраструктуру, науку и человеческий капитал и перейти к проведению проактивной инвестиционной политики, которая предполагает кратное увеличение объема госинвестиций», - заявил Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, выступая 7 февраля на “Парламентском часе” с участием Министра экономического развития Максима Орешкина в Госдуме.



«2017 год показал, что отскок от нижней точки экономического кризиса в России продолжался недолго, всего лишь около года (с середины 2016 до середины 2017 года), после чего экономическая динамика вновь начала ухудшаться - и это на фоне почти непрерывного роста нефтяных цен во втором полугодии 2017 года. Сжимается внутренний платежеспособный спрос, сокращаются реальные располагаемые доходы населения (уже четвертый год подряд), в условиях слабой динамики балансовой прибыли в обрабатывающих отраслях не просматривается перспектив для сколь-нибудь значимого прироста инвестиционной активности - но в то же время концентрация прибылей в отраслях, добывающих и транспортирующих нефть и газ за рубеж, только усиливается. В результате возникает порочный круг: отсутствие денег у населения приводит к падению прибыли у бизнеса (на 700 с лишним млрд рублей, или 9% в целом по стране[1]), который остается без ресурсов для инвестиций - а в их отсутствие, как известно, немыслим экономический рост», - сообщил Сергей Жигарев.

Обращаясь к главе Минэка, парламентарий добавил, что в подобных условиях недавние заявления министра экономики о вступлении российской экономики «в фазу полноценного роста» выглядят как попытка выдать желаемое за действительное.  «И в этой связи - две ремарки, которые, по мнению фракции ЛДПР, являются наглядной иллюстрацией качества проводимой Минэкономразвития экономической политики, равно как и прогнозов, на которых эта политика основывается», - рассказал Сергей Жигарев.

- Первое - в условиях последовательного сокращения государственных инвестрасходов (в среднем на 4,1% в год) Минэкономразвития ожидает почти 5-% рост инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и предлагает рассматривать «повышение уровня доверия бизнеса» в качестве основы для инвестиционного роста. В этой связи фракция ЛДПР считает необходимым указать на несостоятельность заявленных ожиданий министерства по поводу роста инвестиций на основе «повышения уровня доверия бизнеса», поскольку мировая практика показывает, что рост частных инвестиций невозможен при одновременном сокращении государственных инвестрасходов. Да и российский опыт демонстрирует, что на один рубль бюджетных инвестиций приходится 4 - 5 рублей частных вложений, поэтому ожидаемое министерством снижение объема бюджетных инвестиций приведет не к оживлению, а к угнетению инвестиционной активности частного бизнеса. Подобную ситуацию, собственно, и можно было наблюдать в 2017 году, когда на смену приросту объема инвестиций в основной капитал в первом полугодии (в основном за счет госинвестиций в такие крупные проекты, как строительство моста через Керченский пролив, газопровода «Сила Сибири», объектов Чемпионата мира по футболу) пришло резкое замедление динамики в 3 квартале с выходом на отрицательные значения в обрабатывающей промышленности.  

- Второе - в октябре прошлого года на полях форума «Россия зовет!» Вы заявили о том, что все прогнозы Министерства «более чем реалистичны». Между тем, сравнительный анализ динамики основных показателей прогнозов социально-экономического развития за последние годы показывает, что по целому ряду показателей имеются серьезные расхождения между фактическими и прогнозируемыми значениями.  Так, по итогам 2016 года вместо планируемого прироста оборота розничной торговли на 0,4 % зафиксировано снижение на 4,6 %, а спад реальных располагаемых доходов населения составил 5,9 % вместо прогнозируемых 0,7 %. Подобная ситуация свидетельствует о недостаточной степени надежности и точности разрабатываемых прогнозов. А о ненадлежащем качестве прогноза на 2018-2020 годы свидетельствует, в том числе, и тот факт, что стратегически важные цели социально-экономического развития, необходимость достижения которых декларируется в прогнозе, носят обобщенный характер и не поддаются количественному измерению (например, «государственная политика в инновационной сфере будет направлена на создание условий для активизации инновационной деятельности», «повышение эффективности системы государственного управления» и пр.). При этом определить вклад содержащихся в материалах прогноза частных мер в достижение поставленных стратегических целей практически не представляется возможным.

Серьезные замечания имеются и к деятельности министерства в области государственной финподдержки малого и среднего бизнеса (МСБ).

Так, в период 2014-2017 годов на поддержку МСБ из федерального бюджета было направлено в общей сложности 120,5 млрд руб., из которых более половины составили взносы в уставный капитал АО «Корпорация «МСП». Однако при ежегодном исполнении расходов на поддержку МСБ на уровне 95% целевые показатели, на основе которых оценивается эффективность мер господдержки, оставались недостигнутыми. Так, фактическое значение показателя «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» в 2016 году составило 35,5 тыс. вместо запланированных 109,5 тыс.

Кроме того, существующий порядок распределения и предоставления регионам субсидий из федерального бюджета на господдержку МСБ не способствует созданию благоприятных условий для развития  МСБ в целом по стране.

К примеру, в  период  с 2014 по 2016 годы  распределение субсидий регионам на поддержку МСБ на основании разработанных Минэкономразвития Правил предоставления и распределения субсидий на господдержку МСБ привело к  тому, что более 20 % бюджетных средств, предусмотренных на господдержку МСПБ, получили  5 регионов из 85 (Республика Татарстан, Республика Башкортостан,  Московская область, Свердловская область, город Москва).

Однако плановые значения количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) в секторе МСБ,  были достигнуты по итогам 2015 и 2016 годов лишь в Свердловской области. При этом исполнение данного показателя по Москве  в период с 2015 по 2016 годы составило не более  2,6 % от установленных плановых значений.  

«Фракция ЛДПР считает необходимым заявить, что макроэкономическая политика в нашей стране не должна сводиться к обеспечению стабильности инфляции, реального эффективного курса рубля и долгосрочных процентных ставок. Представляется совершенно недопустимым, что в документе стратегического планирования, посвященном социально-экономическому развитию страны на среднесрочный период, в явном виде не ставится задача такого развития, а лишь приводится ограниченный набор мер по точечному снижению регуляторной нагрузки на бизнес, поддержке отдельных проектов, стимулированию экспорта, которых будет явно недостаточно для активного восстановления экономики и обеспечения темпов ее роста на уровне выше среднемировых.  Для кардинального улучшения экономической ситуации необходимо, наконец, отказаться от сокращения бюджетных инвестиций в инфраструктуру, науку и человеческий капитал и перейти к проведению проактивной инвестиционной политики, которая предполагает кратное увеличение объема госинвестиций», - резюмировал Сергей Жигарев.

http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15555512

Возврат к списку