Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
Конкурс «Моя семья»
Стать членом Союзa «ТПП РТ»
  • +7 843 264-62-07  приемная
  • +7 843 236-99-00  орг. отдел
  • +7 843 238-61-04  "горячая линия"
    правового центра

Что делать, если банк заблокировал счет


31 Мая 2018
Заместитель управляющего Отделением – НБ Республика Татарстан Волго-Вятского ГУ Банка России Нурания Фазыловна Хайруллина

Существующие механизмы блокировки и отказа в проведении банковских операций призваны сократить число теневых денежных потоков и «транзитных» операций, которые используются в схемах вывода капитала за рубеж и обналичивания денежных средств.
Кредитная организация может отказать в проведении операции или заключении договора банковского счета, если у работников банка возникают подозрения, что счет может быть использован в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Признаки таких операций есть в правилах, которые кредитные организации разрабатывают в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России, с учетом специфики клиентской базы конкретного банка. В случае если в течение календарного года решение об отказе в выполнении распоряжения клиента принимается два и более раз, банк вправе расторгнуть договор банковского счета.
В прошлом году введен механизм обмена информацией между Банком России и кредитными организациями о лицах, которым отказано в заключении договора банковского счета, проведении операций, либо договор с которыми был расторгнут. В полной мере он заработал 26 июня 2017 года, когда Банк России начал передавать сведения, полученные от Росфинмониторинга о решении каждой отдельной кредитной организации, в адрес всех банков. Этот механизм позволил предотвратить «миграцию» совершающих сомнительные операции клиентов между банками и минимизировать риск использования финансовой системы для совершения сомнительных операций, в том числе связанных с отмыванием или финансированием терроризма.
Кредитные организации не всегда оправдано пользовались своими полномочиями по отказам. Поэтому в кратчайшие сроки было принято решение о проведении де-рискинга – был создан механизм «реабилитации» клиентов, сведения о которых могли попасть в информационный массив отказов из-за технических ошибок или по основаниям, не связанным с наличием риска легализации.
30 марта текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон                        от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые закрепляют:
– механизм введения двухуровневой системы обжалования принятых кредитными организациями решений об отказах: 1 уровень – банк, 2 уровень – межведомственная комиссия при Центральном банке Российской Федерации;
– удаления банками ранее направленных сведений.
Законодательно установлено, что информация об отказах не может являться самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией аналогичного решения. Ее использование возможно только для определения уровня риска клиента.
Если все-таки решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета было принято, но клиент не согласен с ним, для обжалования ему необходимо представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия такого решения. Банк обязан рассмотреть эти документы и в течение 10 рабочих дней сообщить клиенту о результатах рассмотрения.
Если в результате принято решение о невозможности устранения оснований для отказа, клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации. В состав комиссии входят представители Росфинмониторинга и Банка России.
Заявление с указанием необходимых сведений и приложением подтверждающих документов направляется в Банк России на бумажном носителе посредством почтовой связи по адресу: г.Москва, ул.Неглинная, 12, либо в электронном виде посредством интернет-приемной Банка России на сайте www.cbr.ru. Комиссия должна рассмотреть заявление в срок не более 20 дней со дня обращения заявителя.
О своем решении Комиссия сообщает заявителю и соответствующей кредитной организации, для которой оно является обязательным. Это решение не подлежит пересмотру. В то же время у клиента, который не согласен с решением кредитной организации, есть право обратиться в суд.
http://tatcenter.ru/rubrics/chto-delat-esli-bank-zablokiroval-schet/

Возврат к списку